Из истории фестиваля
«Петербургская Осень» родилась в 2000 году, когда несколько музыкантов и художников объединились в «Ассоциацию Русская Традиция». Авторы замысла – художественный руководитель Михаил Журавлёв, Михаил Воротной, Андрей Фролов, поэт Сергей Тинт и певица Зоя Журавлёва сформулировали своеобразное кредо нового проекта.
"Петербургская Осень" - это диалог. Диалог традиций и экспериментов, стилей и жанров, профессионалов и любителей, взрослых и детей, выдающихся артистов и дебютантов. Программа фестиваля включает музыку и живопись, театр и кино, литературные вечера, творческие встречи, конкурсы и научные конференции. Но все разнородные, многомерные, нередко полярные темы связаны с главной идеей сохранения и развития отечественной культуры. Здесь каждый пишет свою картину на полотне великой русской традиции, и эта традиция всех объединяет, рождая удивительную палитру, многокрасочную, как усыпанные листвой улицы осеннего Петербурга.
Первые концерты «Петербургской Осени» прошли в ноябре 2001 года. На сцене Малого зала Филармонии им. М. И. Глинки выступали Концертный хор Театра оперы и балета им. Мусоргского под управлением В. Столповских, Молодёжный Камерный оркестр «Балтика». Звучала музыка классиков П.Чайковского, М.Глинки и современных авторов – А.Смелкова, Г.Ханеданьяна, Д.Стефановича, М.Журавлёва. Так с самого начала обозначилась ещё одна важная черта фестивальных мероприятий. Все они, так или иначе, выявляют взаимосвязи стилей и языков, преемственность школ, наводят мосты между людьми и эпохами.
В рамках «Осени» на петербургских сценах выступали гости из Вологды, Выборга, Екатеринбурга, Кирова (Вятки), Москвы, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Саратова, Уфы. В афише немало гостей из-за рубежа: Армении, Беларуси, Германии, Грузии, Испании, Италии, Казахстана, Ирана, Польши, США, Турции, Украины, Финляндии. Так фестиваль рисует панораму русской культуры вне временных и национальных границ.
Немыслима культура без корней, культура, не знающая своих истоков. Поэтому «Петербургская Осень» вглядывается не только в недавнее прошлое, но и в глубокую архаику, в народное творчество. Но стрела развития русского искусства направлена в будущее, зёрна которого носят в себе наши современники. Им в афише отдано главное место. Ни один фестиваль не обходится без премьер, и нередко именно здесь возникают новые замыслы, рождаются плодотворные, даже исторические начинания.
«Петербургская Осень» никогда не была коммерческим проектом. Часть мероприятий всегда бесплатна. Со дня основания Международный фестиваль русского искусства существует благодаря бескорыстной помощи неравнодушных людей, общественных организаций, учебных заведений. Он остаётся открытым и демократичным. И можно смело надеяться, что «Петербургская Осень», по завету М. Мусоргского, продолжит путешествие «вперёд, к новым берегам!»